Сайт - Ирины Ковалевой

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.05.2024, 08:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Знаменитые места Сибири [7]
Удивительный Ямал [1]
Заповедник "Столбы" [0]
Солнечная Хакасия [0]
Королевство Камбоджа [0]
Райский Тай [0]
Ивановские озера [0]
Ергаки-природный парк [0]
Озера Хакасии-уникальная природная лечебница [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 273
Афоризмы
ФеяЖиви хорошо и честно, тогда в воспоминаниях насладишься своей жизнью второй раз!
 
Оценивай свою победу тем, чем тебе пришлось пожертвовать ради нее!
 
Есть двери в которые лучше никогда не соваться, даже если у тебя есть ключи!
 
Просто талант немногого стоит. Скромность и прилежание дает опыт, который бесценен!
 
Все что расходуется не пропадает, и, наоборот исчезает то, что мы пытаемся сохранить!
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои путешествия » Знаменитые места Сибири

Хакасы- народ загадочной страны «Хягас». Легенды и тайны.
 В этом дивном миру сосредоточены следы пребывания древних племен, живших здесь с каменного века вплоть до средневековья. Могущественное государство существовавшее тысячелетия пало не выдержав натисков «татаров Чингисханова царства», оставив нам колоссальное наследие прошлого, благодаря которому мы можем сейчас воскресить быт, искусство, и религию древнего народа. Знакомство с землей обетованной поможет вам понять самобытность хакасского народа, проникнуть в глубь веков и традиций, ощутить эмоциональное переживание «очарование древностью».
Примечание: Название Древнехакасского государства занимавшего в 6-начале 9в. территорию Хакасско-Минусинской котловины.
 
Хакасы в Сибири разные, и подразделяются на разные этнические группы.
Автоэтноним (самоназвание): тадар (мн. ч. тадарлар), хоорай, хыргыс-хоорай (фолькл.). В русских документах царского времени: абаканские (енисейские) татары, ачинские татары, минусинские татары.
       Экзоэтнонимы: алт. конгурай; тув. хоорай, конграй, хонру, белдир; котт. (устар.) конграйчиен (койбалы); камас. хааш, хоорай (койбалы); шор. сагай. Англ. Khakass, нем. Chakasse; франц. Khakasse.

Территория расселения: Республика Хакасия (62,9 тыс. чел. по данным на 1989 г.), в Туве (2,3 тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.). Динамика численности в Российской Федерации:  1926 г. - 45,9 тыс.; 1939 г. - 52,8 тыс.; 1959 г. - 56,0 тыс.; 1970 г. - 65,4 тыс.; 1989 г. - 78,5 тыс. Общая численность - 80,3 тыс. чел. (по данным на 1989 г.).

Субэтнонимы. Хакасы подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы (сагай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал). Антропологически хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральской расы, у южных (главным образом, качинцы) - южносибирской. Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, выделяется бельтырский говор. На базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность. Хакасский язык считают родным 76,6% хакасов (1989 г.)

 
ПИСЬМЕННОСТЬ.
В эпоху раннего средневековья в Хакасии была распространена руническая письменность, в период позднего средневековья хоорайские беги обучались грамоте в Монголии, Джунгарии и, возможно, в Китае. Хакасские послания ХVII-ХVIII вв. писались как монгольскими, так и "своими татарскими" письменами. В 1920-х гг. создана кириллическая письменность на основе миссионерских алфавитов, которую в 1930-х гг. сменяла латиница. Современная письменность создана в 1939 г. на основе русской графики. Система родства - "омаха".
 
БЫТ

Характер поселений и конструкция жилищ у хакасов ранее были обусловлены полукочевым образом жизни и особенностями социального и родоплеменного устройства. Основными видами хакасских жилищ являлись каркасная и срубная юрты, известные с глубокой древности. В частности, их изображения мы можем увидеть на Боярской писанице (2 в. до н.э.). Летописцы Древнего Китая отмечали, что жители государства «Хягас» «зимою живут в избах покрытых древесною корою».

В связи с полукочевым образом жизни наиболее удобным жилищем для народов Южной Сибири и Центральной Азии была каркасная юрта «тирмелiг иб». Ее основу составляли стены из раздвижных решеток «тирме» («хана») с дверной рамой и куполом. Обычно количество «тирме» равнялось шести. Если хозяин был богаче, то количество стен могло увеличиться до восьми, 10 и даже до двенадцати.

Земля и небо, как считали хакасы, имеют куполообразную форму и имеют как свое дно, так и верхние окна в виде дымового отверстия юрты «тÿнÿк». Поэтому можно сказать, что юрта - это микрокосм в хакасском мировоззрении. Купол составляли стропила «ух», соединявшиеся в круг дымохода «харачы». Летом юрту покрывали берестой, а зимой - войлоком. Причем, чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. С весны до осени белоснежные юрты резко выделялись в степи, о чем неоднократно красочно писали путешественники 18-19 вв. проезжавшие по Хакасии. До середины 19 в. три четверти хакасов проживало в войлочных юртах. К концу 19 в. в связи с массовым переходом к оседлому образу жизни войлочных и берестяных юрт почти не остается.

С середины 19 в. на территории левобережья Среднего Енисея получили распространение стационар­ные деревянные юрты «агас иб». Они были шести-, восьми-, десятиугольными, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатигранными. Стены их, «хана» или «тала», были сложены из отесанных лиственничных бревен в 8 - 10 венцов. Высота обычной юрты доходила до 3,5 м при диаметре 6-8 м. Крыша «хыр» деревянных юрт была двух типов. Первый тип напоминал каркас купола войлочной юрты. Второй представлял решетку из балок «хыйынды», сложенных в виде пирамиды. Дверь юрты, как и у других тюркских народов, была ориентирована на восток.

Бытовое устройство внутреннего пространства хакасских юрт аналогично юртам других кочевых народов. С одной стороны юрта разделяется по поло-бытовому принципу, а с другой - по социальному. Символическим центром являлся очаг, над которым находился дымоход «тÿнÿк».

В социальном отношении юрта делилась на непочетную и почетную части. Первая располагалась от двери до очага, вторая начиналась от очага - здесь принимали наиболее уважаемых гостей.

Северная сторона считалась женской: на ней располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда (прялки, ступы и др.), одежда. Южная сторона являлась мужской, на ней были установлены мебельные секции, мужские орудия труда. В мужской половине располагался «т?р» - самая почетная часть юрты. Там ставили невысокий столик круглой или прямоугольной формы. Женщинам запрещалось проходить на мужскую сторону. Супружеская кровать располагалась напротив двери на западной стороне и занавешивалась пологом.

Пол традиционных жилищ хакасов был земляной. Он застилался невыделанными шкурами (талбах), а сверху покрывался кошмами (киис).

Обязательными атрибутами юрты служили хакасские фетиши - «т?с`и», считавшиеся хранителями благополучия семьи, покровителями скотоводства, охоты и ремесла.  Перед юртой обязательно устанавливали коновязь (сарчын) высотой 1,5 - 2 м., имевшую сакральное значение. По обычаю ее надо было установить раньше, чем будет поставлено жилище. Верх коновязи делали фигур­ной, из 3 или 5 зарубок (киртпек) для привязывания поводьев. У младшего сына сарчын имел сквозное квадратное отверстие.

В первой пол. 20 в. в результате перехода хакасов к оседлой жизни изменяется строительный материал традиционных жилищ, распространяются стационарные дома русского типа.

В наше время традиционные национальные жилища, в частности юрты, в современном обществе можно увидеть крайне редко. Однако говорить о том, что они исчезнут полностью, наверное, не стоит, потому что это один из национальных символов. В пользу этого говорит то, что отдельные хакасские семьи на сегодняшний день строят в своих хозяйствах юрты.

 

ХОЗЯЙСТВО.

Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура - ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. (в начале ХХ в. около 87% сагайцев занимались земледелием). Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Традиционные поселения. Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой. Традиционная одежда. У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. Основу костюма составляла широкая (до 3 м в подоле) рубаха из пестрой (ситцевой) ткани, у мужчин длиною до колен, у женщин до пят. Летние штаны делали из плотной материи, зимние из овчины (шерстью внутрь) или из замши. Верхней летней одеждой был суконный распашной кафтан - сикпен, зимней - широкая в подоле овчинная шуба с большим отложным воротом и запахом на правую сторону. Богатые хакасы подбивали ее дорогим мехом, покрывали цветной тканью, украшали вышивкой. Особенно нарядно выглядела женская парадная шуба. Поверх шубы женщины носили длинную безрукавку - сегедек. Праздничным головным убором (тюльгу пёрик) была небольшая округлая шапочка с кистью, вокруг которой поднимался прикрывавший ее высокий околыш из меха лисицы. В праздничный костюм женщин входил также нагрудник - пого - полуовальной формы, украшавшийся пуговицами, раковинами, бисером.
Пища. Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп (угре). Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса (хан). Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

 
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ.
Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу. горам, воде, священному дереву - березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных - изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Каждый сеок посвящал изыху лошадь только определенной масти. Никто, кроме владельца. не мог на ней ездить, а женщины не могли даже прикасаться. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту.
У хакасов существовал также культ "тёсей" - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять бубна считалась духом-хозяином бубна.
Официально все хакасы были крещены в русское православие в XIX в. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.
Шаманизм в целом можно назвать особой религиозно-мировоззренческой системой взаимодействия с силами природы.
Шаман (по хак. - хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества -  они проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир.
     Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи (тöси) выбирали себе хозяина. Тöси - это рожденные вместе с водой и землей невидимые вечные силы, дающие камам знания и направляющие их деятельность. Шаманские тöси воображались в виде зверей, птиц, змей, вихря и т.д. Они делились на «чистых» (арыг тöстер) и нечистых (пуртах). Шаманские тёси различаются по полу и возрасту, по своему назначению и функциям.
Обычно шаманом становился человек из того же рода, которому покровительствовали эти духи прежде, для этого он должен было обладать «лишней» костью. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы. (Рис. Хакасский шаман)
Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения, а в более ранние времена и «божественную письменность». Его воспитанием занимался опытный шаман - «пастаан паба». Обычно обучение занимало три месяца, после чего кам должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Адам-хан вручал новому шаману нужное количество служебных духов, определял его атрибуты - костюм, бубен, количество музыкальных инструментов для его камланий и ставил его родовую тамгу на дворцовой шестигранной черной ели. Только после этого можно было считаться настоящим камом.
У шаманов существовала своя иерархия. Шаманы делились на три категории. Самые сильные «пугдуры» имели до девяти бубнов, особый костюм и огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря. Пугдуры проводили горные жертвоприношения, лечили от бесплодия женщин, получая жизненную силу «хут» от самой богини Умай, занимались предотвращением эпидемий скота и т.п.  Средние шаманы «пулгосы» обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд. Их шаманские путешествия ограничивались соседними районами Хакасии.  Представители низшей категории «чаланчики» обладали даром гипноза. Они не был посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Чаланчики лечили от испуга, сглаза и т.д. и соответствовали русским знахарям.
 Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «тÿÿр» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманский бубен считался живым существом, и вести себя с ним необходимо было соответствующим образом. Вольное обращение с бубном каралось весьма строго. На бубен по указанию шамана наносились рисунки, имеющие сакральное значение. На бубне имелось три группы изображений. Одна из них отражает общешаманские представления, другая характеризует личных духов-помощников шамана, а третья составляет ряд рисунков, связанных с культовыми функциями данного шамана в пределах его квалификации и возможностей. Во время камлания шаманский бубен в параллельном мире помогал своему хозяину, превращаясь в животных или необходимый транспорт. Бубны в течение жизни шамана, по предписанию Адам-хана, могли меняться. (Рис. Бубны с разных сторон)
 Шаманы исполняли целый ряд функций - культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. При камлании кололи белого барана, ставили в юрте белую березу и готовили молочную водку - араку. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. В начале камлания шаман призывал своих духов. После того, как хам окружит себя армией «духов» и объединится с тёсями, он перестает быть простым человеком. Тёси затемняют рассудок и делают его жестоким. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Они не имеют права вернуться назад, не исполнив приказа. Они вступают в борьбу со злыми силами и тёсями других шаманов. Если перед тёсями поставлена непосильная задача, то они могли покинуть шамана. Тогда он терял свою силу. После камлания шаман проверял судьбу собравшегося народа. Тёси узнавали, нет ли среди гостей больных, не прицепились к ним злые силы.  Заключительным этапом камлания является распускание тёсей. Когда тёси удалялись, то шаман превращался в простого человека.
Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди (по-хакаски кöрiгчi) могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось  в ином мире. Шаманы использовались и для злых намерений. Они могли погубить душу людей и скот, наслав на них злых духов. За это многие люди приравнивали шаманов к злым духам. У хакасов бытовало убеждение, что практику «злого шамана можно пресечь». Особо много бед простым людям причиняли «чеек-хамы», которые могли съесть душу человека и тем самым убить. Люди старались не причинить шаману оскорбления или обиды, в противном случае он с помощью своей армии тёсей мог уничтожить не только конкретного человека, но и весь род. В ХХ в. традиционный шаманизм под влиянием Советской власти практически исчез. В конце 1980-начале 1990-х гг. происходит рост интереса к традиционным верованиям хакасов. Было создано несколько шаманских организаций (Ах чайан, Хан-Тигiр и др.), занимающихся проблемами возрождения традиционных верований хакасов.
 
Национальный костюм является ярким проявлением традиционных элементов этнической культуры. Одежда - это и способ адаптации к окружающей среде и хозяйственному укладу. Не в меньшей степени она является отражением мировоззренческих ценностей и проявлением эстетических вкусов этноса.  Примеры таких костюмов более подробно представлены в разделе - фотография - Тун пайрам.

Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда - шелк, парча, плис (черный бархат), ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, принадлежности к служителям культов, мастерстве изготовителя одежды.

Основным видом нательного белья у хакасских мужчин являлась рубаха, а у женщин - платье. Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Рубаха была длиной до половины бедра, без вышитых орнаментов. На ней не было клиньев посредине спинки, обшлага и наплечники шились из той же ткани, что и сама рубаха. Платье закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Полики, обшлага и подол женского платья делались из другой ткани. На них вышивался национальный растительный орнамент. (Рис. Женский и мужской национальный костюм)

Помимо рубахи, мужской летний костюм состоял из штанов, кожаных сапог, халата, войлочной шляпы. Обязательным атрибутом являлся пояс, к которому прикреплялся нож в ножнах и огниво.

К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от семейного и возрастного статуса владелицы. Характерным признаком замужних женщин у народов Центральной Азии являлась безрукавка «сигедек», носимых поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна и плиса.

Летние головные уборы были представлены у мужчин войлочными шляпами черного цвета, а у женщин платки с подгибом «курее» и белые колпаки - «ах порiк» (на севере Хакасии). Обувь, носимая в теплое время года, в основном изготавливалась из кожи. Женские сапоги украшались орнаментами из бисера, мишуры или золотых нитей и выглядели очень эффектно.

Зимняя одежда мужчин и женщин состояла из шуб, меховых головных уборов, расписных овчинных рукавиц. Шубы («тон») были различными. К мужским относились «ах тон», «кобicкек», «содан тон» и некоторые другие. К женским - «суу тон» (повседневная), «чаха» (доха), «купейке» (парадная шуба, покрытая черным плисом и меховой опушкой), «хат эннiг тон» (наиболее нарядные и почетные), «идектiг тон» (обрядовая шуба свах). (Рис. Зимняя шуба)

Зимние головные уборы изготавливались из меха пушных зверей - соболя, бобра, рыси и др. Среди мужских шапок следует отметить наиболее дорогие - «камчат порiк» и «кiс порiк», стоившие одного коня. Они были круглой формы, с околышем шириной в 15 см. Можно упомянуть и малахаи из рысьего меха, известные еще с XVII века, когда их носили знатные кыргызские князья, в том числе и национальный хакасский герой Иренак-пиг. Простые хакасы носили круглые шапки «хурусха порiк» из мерлушки.

К числу женских зимних головных уборов относятся обыденная мерлушковая - «тумах», праздничные «чапых», носимые замужними женщинами (с околышем из меха и околышем из мерлушки), свадебные - «сахпа» или «тагайах». Самобытной является шапка свахи «тулгу порiк», которая, согласно хакасскому фольклору, бытовала с древних времен.  Высокие поля шапки «тулгу порiк» делались в виде кокошника с разрезом позади, а на их лицевой части нашивались полосы  меха лисы или выдры.

Нарядным дополнением к женскому костюму являлись длинные сумочки «iлтiк» (для замужних), украшения-кошельки «нанчых» (для молодых девушек и невест), игольники, кисеты.

Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но еще и оберегает его, становится его продолжением, в том числе и на духовном уровне. В связи с этим в отношении одежды было немало предписаний, примет и запретов. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые "хут сыынчан" - место притяжения души человека. Запрещалось ходить в порванной, а тем более в обгорелой одежде. Нежелательным действием была продажа личной одежды, поскольку могло уйти счастье. Нельзя было подавать одежду, вывернутую наизнанку. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали богородской травой. Женщинам запрещалось надевать мужскую одежду, садиться на нее или перешагивать. В противном случае мужчина мог заболеть. Шапку нельзя вертеть, класть на стол, наступать на нее ногой, а также надевать сразу две. Обувь необходимо класть на бок (но, ни в коем случае, подошвой вверх). Запрещалось ходить в одном сапоге и т.д. Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых), считавшимися хранителями души чел. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы.

Хакасская традиционная одежда в массовом отношении была вытеснена европейским костюмом во второй четверти ХХ века. Во второй половине прошлого века и на сегодняшний день национальный костюм надевается в основном на семейные торжества, а также на национальные праздники - «Тун Пайрам», «Чыл Пазы». Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься мастерицы, поскольку интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает.


Источник: http://abakan.moy.su/publ/11-1-0-76
Категория: Знаменитые места Сибири | Добавил: zvezdasibiri (24.06.2009)
Просмотров: 10887 | Комментарии: 22 | Рейтинг: 4.3/6 |
Всего комментариев: 4
4 Ольга  
0
Спасибо большое, за такую развернутую и познавательную статью! Хочу подписаться на ваши статьи!

3 сокол  
0
В Таштыпском районе всегда жили шорцы, которых хитрые представители хакасской интеллигенции в 30 годах 20 века обманом затащили в состав хакасов. У шорцев другой тип одежды, другой тип орнамента, не характерный для степняков. Орнаменты и покрой угорского типа: ханты, манси, удмурты, мордва и д.р.

2 zvezdasibiri  
0
Здравствуйте Наталья.
Согласна с Вашим замечанием. Я пока думаю над названием, но буду очень благодарна, если предложите что-нибудь свое. Идея этого материала состоит в том, чтобы читатели знали уникальность нашей Сибирской земли, а в частности Солнечной Хакасии и уважали ее. А также уважали и народ, там проживающий и их культуру. Мне очень неприятно, когда говорят, что все то, что за МКАДом - тьма-таракань. Поверьте, я много где была и что видела, наша Хакасия действительно уникальна. Ее стоит беречь.

1 Наталья  
1
В корне не согласна с заголовком. Как же быть хакасам, проживающим в тайге? Они что получаются сироты? Между тем порядка трети Хакасии занимает тайга. Скажем в Таштыпском районе, самый протяжённый район Хакассии, она составляет 96 процентов. И и примерно половина жителей в Таштыпе - хакасы. Так что насчёт детей степи ошибочка вышла

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Погода в Москве
Погода в Абакане
Погода в Абакане
Движение на дорогах
Пробки на Яндекс.Картах
Православный календарь
Православные праздники
Праздники
<Праздники России

Copyright MyCorp © 2024 |